к ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ
«КОГДА-НИБУДЬ
В ТРИДЦАТОМ ВЕКЕ...»
Детский писатель Сергей Махотин:
"чтение радости и чтение в радость"



В каком-нибудь тридцатом веке

Мы будем древними, как греки.

Нас в обязательном порядке

Всю четверть будут проходить,

И наши школьные тетрадки

Всех будут в трепет приводить.

И кто-то, взяв тетрадь Орлова

И разобрав с трудом слова,

Воскликнет: «В древности корова

Писалась через букву «А»!»

В этом году юбилей отмечает Сергей Махотин - удивительно разносторонний детский писатель: одинаково хорошо у него получаются и стихи,

и проза. Есть у него книжки для совсем маленьких,

книги для младших школьников и целая серия прозаических книг для подростков.

А еще он любит и умеет фотографировать.

Сергей Махотин родился 12 мая 1953 года: ("Сталина уже не застал. Видел живого Юрия Гагарина") - в южном городе Сочи, там же прошло его детство. Мама работала учительницей русского языка и литературы, отец был техником связи.


Первые детские впечатления: подзатыльник от отца
(первый и единственный) – за то, что бросил камнем
в лягушку. Не попал, слава богу! (Я, а не отец).
... Ещё одно сильное впечатление – собственный ключик
от почтового ящика. И своя собственная газета –
«Пионерская правда». Даже в голову не могло прийти,
что я там буду много печататься.

Сергей Махотин
детский писатель
КСТАТИ
«Пионерская правда» - еженедельная газета для пионеров и школьников
Советского Союза. Газета писала о событиях в СССР и за рубежом,
о деятельности детских организаций в других странах,
рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.
«Пионерская правда» выходит до сих пор
и вскоре отметит столетний юбилей.

На страницах газеты выступали государственные

и общественные деятели, учёные, космонавты, писатели, спортсмены, учителя и юные корреспонденты из самых дальних уголков Советского Союза. Для «Пионерки» писали такие известные писатели и поэты как Максим Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак и Лев Кассиль. Многие писатели, получившие позже известность, дебютировали

на литературных страницах «Пионерской правды» своими рассказами и повестями.

«В детских стихах я почувствовал себя
абсолютно свободным»
"В школе я не знал, какую профессию выберу. Хотелось попробовать сразу несколько. Я их позже и попробовал".

Он работал ассистентом звукорежиссера на Сочинском телевидении, асфальтировал дороги в Ленинграде, ездил
и летал по Западной Сибири с геологическими экспедициями
в качестве грузчика. Служил в армии. Учился в Ленинградском институте киноинженеров, откуда ушел с первого курса. Окончил Литературный институт имени Горького в Москве.

... В Литературном институте на меня обрушилась такая глыба мировой культуры и литературы, что я невольно начал подпадать под влияние самых разных писателей. Я довольно долго мучился этим, чувствовал себя совершенно никчемным, пока на четвертом курсе не написал одно, второе, третье стихотворение для детей. Многим стихи понравились, газета «Комсомольская правда» напечатала стихотворение «Щенок». Оно выдержало несколько переизданий, путешествует из книжки в книжку.

Почему у меня получились детские стихи, что дало им толчок,
я уже и не помню. Главное, что в детских стихах я почувствовал себя абсолютно свободным, мне никому не нужно было подражать,
я говорил голосом ребенка, который жил во мне все эти годы и ждал своего часа, чтобы рассказать о своих школьных происшествиях,
о себе самом, о своих друзьях. Свою интонацию я нашел именно
в детской литературе.

Сергей Махотин
детский писатель

Стихи Сергея Махотина:

ирония, проницательность и доброта

Стихи Махотина — удивительный сплав доброты, чистоты, выдумки и знания детской психологии, -
Михаил Яснов, детский поэт
Стихи Сергея Махотина будто и в самом деле написаны мальчишкой - такие они доверительные, эмоции в них
всегда настоящие, искренние, а открытия - простые и удивительные. Читая эти стихи, замечаешь как ребенок растет, меняется, становится серьезнее и взрослее, но все еще остается ребенком, таким по-детски непосредственным:
Пластилиновый пёс

Не сердись на меня,
Пластилиновый пес,
Получился кривым
Пластилиновый нос,
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть,
Тебя снова слеплю.
А сейчас я тебя
И такого люблю.

Груша

Грушею сладкой

Нетрудно хвалиться —

Трудно

С товарищем

Грушей делиться,

За спину прятать

Её от него.

Только труднее,

Труднее всего,

Если он скажет:

«Не мучайся! Кушай…»,

Бросив тебя

С этой глупою

Грушей.

У киноафиши

Мне друг рассказывал кино:
Там кто-то выпрыгнул в окно,
Но не убился,
Побежал
И пистолетом угрожал,
Потом смеялся,
Дрался,
Пел,
Скакал,
Катался,
Плыл,
Летел,
Успел догнать,
Связать,
Огреть…
Я понял: надо посмотреть!
Директор

Я видел директора в тапках!
Он тряс во дворе половик.
И был он совсем не директор,
А просто веселый старик.

Назавтра у школьной калитки
Без четверти девять утра
Он вновь был одет как директор,
Но мне подмигнул, как вчера.

И мне захотелось смеяться,
До класса бежать своего:
«Ребята! Кончайте бояться!
Не надо бояться его!»
В лифте

Был Коля сегодня
Расстроен и зол:
Он в лифте застрял
И, заплакав, сел на пол
И всё перечитывал
Слово «козёл»,
Которое
Только что
Сам нацарапал.

«За мелом»
Все, кто учится или когда-либо учился в школе, наверняка
помнят чувство, которое охватывает человека, отправленного
посреди урока за мелом. Это чувство невероятной,
головокружительной свободы!
Среди сборников стихов Сергея Махотина книга
«За мелом» — безусловно, яркая удача.
Книга сразу же притягивает взгляд. Её хочется взять
в руки, перелистать. И даже попытаться выглянуть
в окно, нарисованное на обложке. За этим окном виден вечерний город, и дерево тянет к нему свои ветви.
И надо просто решиться, взять в руки книгу, и окно обязательно откроется, а за ним откроется целый мир. Он будет зелёный, как трава, синий, как ночное небо, красный, как тревога.
Цвет будет заливать страницы полно­стью, поглощая пространство, как будто даже не оставляя места для строчек. И стихам при­дётся раствориться в этом цвете. И наполнить его звуками.



Пират

Вчера я увидел пирата,
Я шёл за ним целый квартал.
Об этом пирате когда-то
Я в книге одной прочитал.
Узнал я огромные плечи,
Колючий пронзительный взгляд
И след от заряда картечи:
Прихрамывал старый пират.
Главарь бесшабашной эскадры,
Внушал он почтенье и страх,
И рыжим огнём бакенбарды
Горели на впалых щеках.
Мальчишки ему подражали,
Кричали: «Долой богачей!»
Король с королевой дрожали,
Министры не спали ночей…
И вот он бредет еле-еле
В сандалиях и пиджаке,
И сетка с кульком карамели
Болтается в левой руке.

«Пирожки с капустой или
Книга о вкусной и веселой пище»
"...еда - занятие не только вкусное,
но и интересное. И даже весёлое."
Мы просыпаемся и завтракаем. В школе идём в столовую.
На переменах что-то жуём. И на уроках тоже. Дома обедаем
и ужинаем. Чай пьём вечером с каким-нибудь бутербродом.
Люди всё время чего-то едят. И не обращают на это никакого внимания. А вот Иришка обращает. И Юрка. И я.
Потому что еда - занятие не только вкусное, но и интересное.
И даже весёлое. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

"Пирожки с капустой или Книга о вкусной и веселой пище"
"Как это пища может быть весёлой?" - возможно, удивится
кто-то. Но скоро убедится, что это именно так.
Возьмем, к примеру, борщ. Главные герои рассказов Сергея Махотина - весёлые ребята, способные превратить обыденное поедание борща в захватывающее соревнование. А самая обыкновенная картошка в мундире, оказывается, может быть вкуснее любого мороженого.
Как сделать так, чтобы молоко никогда не убегало из кастрюли? И почему "хот-доги" так называются? Думаете, "глазунья" происходит от слова "глаз"? Ответы на эти и многие другие вопросы, а также множество не просто аппетитных,
но и познавательных историй вы найдете в книге Сергея Махотина "Пирожки с капустой или Книга о вкусной
и веселой пище".

Завтрак

В доме с утра
Снова игра:
Ложка стала лопаткой,
Мама — синичкой,
Дед — электричкой,
Бабушка стала лошадкой.
Кто как умел
Ржал и шумел
В тесной квартире нашей…
Лишь каша,
Которую Миша не съел,
Так и осталась кашей.

Проза Сергея Махотина:

задушевность, теплота и внимание

к маленьким героям

Проще всего охарактеризовать про­зу Сергея Махотина, сравнив её с рас­сказами Виктора Драгунского, Николая Носова или Юрия Сотника. Она отчётливо на них похо­жа —
тот же тип юмора, схожие темы и ситуации, знакомый язык. Один из критиков заметил, что Драгунский и Голявкин
с удовольствием пожали бы Махотину руку.

«Вирус ворчания : повесть, в которой что

ни глава — то совершенно правдивая,

но чаще — невероятная история»
Если самолет идет на посадку, закладывает у мухи уши?
... оказывается, это только на карте мир кажется маленьким и простым, на самом деле он огромен и полон чудес. Я вспомнил дом, где мы жили... Где все друг друга знали, здоровались друг
с другом, и если в какой-нибудь квартире пекли пирог, соседям непременно доставалось по кусочку. Я вспомнил много разных историй: весёлых и грустных, а иногда просто сказочных.
Или, как принято теперь говорить, - фантастических. И так мне захотелось про всё про это рассказать, что я сел и написал эту книжку.
"Вирус ворчания".

"Куда улетают воздушные шарики, или Как родилась эта книга.
Вместо предисловия"
В одном городе завелся вирус ворчания. Все вокруг начали грубить друг другу, ворчать, отвечать раздражённо. Даже диктор в телевизоре не захотел
ни о чем говорить, а посоветовал всем выключить программу. Все равно, мол, ничего хорошего уже
не будет. Как просто запустить в мир вирус ворчания.
И как просто вылечить этот мир, если улыбнуться!
Книжка повествует о маленьких и больших проблемах: любви и честолюбии, наших достоинствах и недостатках, о дружбе и одиночестве, о детстве и старости, о сбывшихся и несбывшихся надеждах,
о школе и доме, о мальчишках и девчонках, бабушках
и собачонках, о грустном и смешном в нашей жизни…




Тем временем Гомер опять попытался улизнуть в Африку.
Но Юрка так пихнул его карандашом, что из Средиземного моря тот перелетел сразу в Балтийское, перевернулся на спину
и забарахтался между страницами.

"Вирус ворчания".
"Гомер"
К примеру, грустно-иронический рассказ "Без уважительной причины", о том, как в одночасье можно стать местной знаменитостью и в одночасье же утратить свою популярность. Или веселая история под названием "Котенок Гусев". Или отчаянно смешной рассказ, такой смешной, что аж печальный - "Страшное оружие", - про девчачий визг, от которого не только учителя раньше времени седеют, но и министерские карьеры лопаются.

А если мама зовет домой, слышно даже на Северном полюсе.
Это точно знает девочка с музыкальным именем ... Галя из рассказа "Галя со скакалкой". Или немного грустная история о взрослении
с оптимистическим финалом "Шестиклассник Серафим", обыгрывающая хрестоматийные пушкинские строки…
А как вы думаете, о чем может быть рассказ с забавным названием "Жучка колорадская"?

В 2008 году книга "Вирус ворчания" удостоена диплома имени Андерсена (а это означает серьезное международное признание писательского труда).

"Включите кошку погромче"

"Включите кошку погромче: школьные приключения, рассказанные автором от первого лица, а также от второго
и даже третьего"
Как это - включить кошку? Для чего? И почему погромче?
Но для героев книги Махотина в этой фразе ничего загадочного нет. Потому что они третьеклассники и находятся в том самом возрасте, в котором чудеса случаются каждый день.
Прозаический сборник Сергея Махотина «Включите кошку погромче» переклика­ется с «Вирусом ворчания» как оформлением (тот же формат и близкие по стилистике, простенькие чёр­но-белые картинки), так и содержанием.
В обоих собраны забавные рассказы про полную неожиданностей, порой тревож­ную, но чаще весёлую
и счастливую детско-ученическую жизнь.

— Боже мой, какие руки! — ахнула мама.
— И ногти не мешает постричь! — добавил папа.
— А уши-то, уши! — воскликнула мама.
— И зубы не чищены! — поморщился папа.
— Весь зарос! — покачала головой мама.
— И ещё улыбается! — возмутился папа.
— Цирк, да и только! — решили они хором. Так мои родители говорили про орангутанга.
А вы думали — про меня?

Сборник "Включите кошку погромче.
Рассказ "Просто цирк"

"Дело о пяти минутах:

детективная повесть"

Детский детектив «Дело о пяти минутах» Сергей Махотин написал под обаянием трилогии о Васе Куролесове Юрия Коваля. Приключения, похищение, таинственное исчезновение, погони - все есть в этой остросюжетной повести.
Что такого ценного в "Сборнике сочинений" Василия Андреевича Жуковского и при чем здесь старинные часы с боем? Главный герой детектива, восьмиклассник Миша, обладает удивительным даром предугадывать будущее.
И вот однажды...



... Ты же не мог заранее знать, что спасешь меня, правда?
— Я знал, — промолвил Миша.
— Что?!
— То есть не все, конечно. Но я знал, что ты будешь в желтом плаще. И как кассирша закричит, знал. Слово в слово. Я не знал, что ухвачусь за твой хлястик, это как-то само произошло. А все остальное я видел раньше.
— Видел раньше? Что ты несешь? Что ты видел?
Миша покраснел. Он не мог так складно, как Катя, болтать и стеснялся своей сбивчивой речи. Но больше всего боялся, что Катя, услышав про какие-то неясные видения в Мишиной голове, поднимет его на смех.
— Ну, чего ты молчишь? — воскликнула она нетерпеливо и даже сердито. — Бог знает что наговорил мне и молчит! Давай рассказывай.

И Миша стал рассказывать.

И про старые часы, на которые смотрел как завороженный. И про то, как его первое видение через пять минут повторилось наяву. И про знакомый голос. И про витрину магазина «Шанхай»,
в которой зачем-то был выставлен дешевый будильник. И про второе видение, от которого закружилась голова...

Катя слушала, держа двумя пальцами надкусанный пряник и совершенно о нем забыв. Ее оттопыренный мизинец слегка подрагивал. Миша замолчал, а Катя все сидела и смотрела на него неподвижными глазами, будто восковая фигура. Наконец она нервно засмеялась, положила на стол пряник и заявила:
— Врешь ты все! Такого не может быть. Это просто стечение случайных обстоятельств.
Миша не обиделся. Ему даже легче стало, что нашлось хоть какое-то объяснение сегодняшним событиям. Конечно, стечение обстоятельств, чего же еще!

"Дело о пяти минутах"


Сергей Махотин - фотограф

Газетный снимок

Напечатала газета
Фотографию мою:
У дверей физкабинета
Я с паяльником стою.

Все спешат меня поздравить.
Физик руку мне пожал.
Только мне неловко. Я ведь
Ничего не совершал.

...Лез в глаза весенний зайчик.
Мне велели не моргать.
Похвалили: «Славный мальчик».
И пошли других снимать.
Когда я учился в пятом классе, отец купил мне фотоаппарат «Смена-8». Как это было здорово - заряжать плёнку, наводить объектив на резкость, давить пальцем на кнопку затвора. А потом в тёмной кладовке, включив красную лампу и наполнив пластмассовые ванночки умным раствором, смотреть, как оживают на фотобумаге черты людей
и зданий, собак и котов. Признаюсь, не всё у меня получалось гладко. Позже я описал свои опыты в стихотворении «Фотограф»:


Сергей Махотин
детский писатель
На фотографии - наша семья.
Вот он, мой папа,
Вот мама моя.
Рядом был дед,
Он картошку копал…
Странно, что он в объектив не попал.
Нет, у сестры
Ничего не случилось,
Просто она
Не совсем получилась.
Надо, пожалуй,
Опять переснять:
Я этот снимок устал объяснять!

Прошло время. Стал я работать в детской газете. Однажды на первой полосе решили поместить фотографию школьников, очень живую
и радостную. Но фотограф Олег совершенно забыл, в какой школе
он снимал ребят и в каком классе те учатся. А без подписи фото смотрелось бы странно. Все стали придумывать, как снимок назвать.
И у меня получилось вот что:


Сергей Махотин
детский писатель
"Сто бумажек от ирисок" - книга стихов
для школьников и о школьниках. Стихи остроумные и лирические, посвящены школе
и детству, с иллюстрациями самого писателя.
Многие годы Сергей Махотин увлеченно фотографировал своих юных читателей
во время творческих встреч: эти фотографии,
уже выставлявшиеся в музеях и библиотеках, делают эту книгу настоящим "портретом поколения".


Другое поколение

Петров сказал:
– Орлов дурак!
И показал ему кулак.
– Вы невоспитанны, увы, –
Вздохнул учитель пения. –
Мы были вежливей,
Но вы
Другое поколение…
И то, что наш
Четвёртый класс –
«Другое поколение»,
Произвело на всех на нас
Большое впечатление!
Два полюса

На Северном полюсе
Очень прохладно,
На то он и северный—
Это понятно.

Но Южный,
Но Южный – то полюс —
На юге!
Откуда же там
Снегопады и вьюги?

Устав от раздумий,
Сказал я про это:
— Земля —
Удивительная планета!


Конечно, это далеко не все книги Сергея Махотина.
Для маленьких читателей в серии «Рассказы о православных святых» издательства «Лицей» вышли: «Юноша стройный на белом коне»
(о святом великомученике Георгии Победоносце) и «Крест Андрея Первозванного». Его перу принадлежат несколько романов для юношества — «Марфа окаянная» и «Владигор и звезда Перуна».

Один из излюбленных жанров Сергея Махотина — биографический очерк, одновременно художественный
и документальный. Это книги, изданные издательством
«Белый город» — о Ярославе Мудром, Бахе, Бетховене, Рембрандте, Глинке и Ушакове.

Маленькие энциклопедии «Прогулки по лесу» и «Прогулки по Москве».

В «Прогулках по Москве» читатель с интересом узнает, как Москва строилась, как защищалась от врагов, как росла наша столица вширь, вверх и даже вглубь. А еще узнает, сколько весят часы на Спасской башне Кремля, где любил кататься на коньках поэт Лермонтов, как освещались московские улицы, когда еще не изобрели электричества. Книга насыщена занимательными и познавательными фактами, которые будет полезно знать и взрослому, не равнодушному к судьбе Отечества. Книга написанная живо, ярко, образно, может стать хорошей книгой для семейного чтения



Книга «Прогулки по лесу» - маленькая лесная энциклопедия - обращена к самому юному поколению. Но и взрослым окажется небесполезной. Особенно, если читать ее вместе с детьми, удивляясь
и радуясь чудесам, которых так много в волшебном лесу.


Плохая привычка

Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая,
Сказала,
Что это
Привычка плохая.

Тогда из фанеры
Я сделал кормушку.
В неё докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синичка!

Я на все сто уверен: Сергей Анатольевич — человек
не одного, а многих удивительных талантов: если пишет — то блестяще, если фотографирует — то все красавцы, если ведёт передачу по радио — слушает вся страна, если сочиняет и поёт песни — зал падает без чувств, если ведёт семинар детских писателей — рождаются гении…
с юмором и большой теплотой отзывался о Сергее Махотине детский поэт Михаил Яснов.
СОВЕТ ОТ ПИСАТЕЛЯ
как выбрать книгу в библиотеке
и о том, как книга меняет человека
Ближе всего к дому, где я вырос, находились парикмахерская
и детская библиотека. В парикмахерской я оказался раньше.
Пока мама объясняла парикмахерше, как меня постричь, я смотрел
в окно. И вдруг увидел Славку по прозвищу Сява. уже довольно взрослого – третьеклассника! Ещё час назад он носился по двору, красный и растрёпанный. И вдруг так переменился! Торжественный и аккуратный, он входил в библиотеку, держа книгу двумя руками.
Так я впервые убедился, что книга может изменить Человека.
Потом и я записался в библиотеку. У меня появился первый осмысленный документ – читательская карточка. Предупреждение – «Сдать книгу не позже указанного срока» немного беспокоило.
Впрочем, читал я быстро, хоть и был на три года младше Сявы. Проблема была в другом – какую книгу выбрать? Их так много!
Неужели есть люди, которые все их прочли? «Бери самые потрепанные», – посоветовал Сява. И был совершенно прав. Потрёпанные – значит самые читаемые, самые интересные.


Сергей Махотин
детский писатель
С 1973 года Сергей Махотин живет в Ленинграде –
Санкт-Петербурге. Никогда не позволяет себе назвать
его пренебрежительно – Питером. Считает любимый город "самым прекрасным". Часто выступает перед детьми
в школах и библиотеках не только Санкт-Петербурга,
но и других городов России. Очень любит путешествовать
и фотографировать своих юных читателей и слушателей. Радуется их вопросам. Один из последних (мальчик Юра
десяти лет): «Когда вы совсем-совсем состаритесь, вы
по-прежнему будете для нас книжки сочинять?»

Сергей Махотин побывал и у нас
в Крыловке. Получилась очень теплая
и веселая встреча школьников и «настоящего живого писателя».
У выставки книг Сергея Махотина
на встрече в Крыловке
В книгах Сергея Махотина и радость, и грусть, и теплота человеческих отношений – все то, что делает творчество писателя интересным и близким его читателям.
Однажды Сергей Махотин получил письмо из города
Лодейное Поле, где он выступал перед ребятами:

«Уважаемый писатель, — обра­щалась

к нему пятиклассница Наташа, — пишите побольше таких рассказов и тогда, может быть, я полюблю чтение».

Это письмо Махотин считает лучшей наградой

детскому писателю.

Почему стоит почитать книги
Сергея Махотина?

Творчество Сергея Махотина - это добрый, совершенно не надуманный юмор.


Это способность находить сюжеты в простых вещах, сказать о том, что важно, одновременно серьезно

и с легкой иронией.


Это просто веселые стихи

и рассказы, написанные хорошим языком, и самое главное в них - теплота

к адресату.




Читайте, выбирайте самые лучшие и интересные книги,
а мы всегда рады помочь вам с выбором.

До встречи в Крыловке!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website