К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ

"Да здравствует все, что не купишь

На черное золото Флинта!"

о том, как важно прочитать

в детстве хорошую книгу,

о любви к морю и большой, хорошей дружбе

Многие совершенно взрослые (и даже очень взрослые) люди говорят: "Я вырос на книгах Крапивина". "Оруженосец Кашка", "Колыбельная для брата", "Трое с площади Карронад"

и, конечно же, "Мальчик со шпагой" - к 85-летию

со дня рождения Владислава Крапивина вспоминаем любимые произведения


Сказочные ис­тории для малышей, фантастические - о мальчишках, которым открыты пути по всем мирам огромной Вселенной, повести без всякой фантастики, - о детских бедах, победах

и верной дружбе. В каждом произведении Крапивина - все, что так свойственно детскому пониманию и мироощу­щению: стремление

к настоящей дружбе, желание ощущать тепло и прочность родительского дома, жажда необычного, яркого, благо­родного

и справедливого.




ДЕТСТВО, Мечта о море и "Остров сокровищ"

Будущий педагог и писатель Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года

в Тюмени, в семье педагогов. Ему выпало трудное детство - когда началась Великая Отечественная война, Славику было всего три года. Отец ушел на фронт, мама, как и все оставшиеся в тылу женщины, работала с утра

до ночи. Хотя город был в глубоком тылу - его даже не бомбили - люди голодали, зимой

к голоду добавлялся холод, печку топить было нечем. Славик си­дел дома в темноте и ждал маму. Когда ждать становилось невмоготу, забирался под стол и плакал. Вот такое военное детство. Весной 1945 года война кончилась. Славику шел седьмой год. Осенью он пошел

в школу.


Лето 1950 г.

В детстве послевоенных мальчишек не было скейтов, роликов, игровых приставок и компьютеров. Но кое-что все-таки было. Была верная дружба
и свои законы, неписаный, но незыблемый кодекс поведения: драться разрешалось только один на один. Ябедничать, трусить, выдать друга, пообещать что-ни­будь при всех и не выполнить — это было немыслимо.
Такой человек был обречен на роль отверженного.
Они играли в футбол, в попа-гонялу, в сыщики-разбойники... Рядом с домом были запутанные переулки, заросшие дворы, са­раи и таинственный овраг — целый мир! А еще в любое время года у них были книги. Хотя их тоже было тогда немного и достать было трудно - из фантастики Александр Беляев, Жюль Верн да Герберт Уэллс. Класса с шестого мальчишки и девчонки уже с увлечением читали серьез­ные взрослые книги: Тургенева, Бальзака, Толстого. "Трех мушкетеров" Крапивин впервые прочитал
в седьмом классе - прихо­дил рано утром в библиотеку чтобы быть первым
и читал сколь­ко мог. Прочитал за три дня.

В феврале сорок пятого года он на­шел среди старых бумаг

"лохматую книжку без коро­чек" и "утонул в ней с головой".

Книгой, которая заставила Крапивина взяться за перо, оказался

"Остров сокровищ" Р. Л. Стивенсона. Вполне естественно,

что первый рассказ был... о пиратах на необитае­мом острове.

Рукопись ждала печальная участь: с прихо­дом весны

Владик понаделал из нее парусов для само­дельных корабликов,

которые запускал в лужах.

Роман Роберта Льюиса Стивенсона
"Остров сокровищ" не случайно
входит в золотой фонд мировой приключенческой литературы.

Юный Джим Хокинс, случайно ставший обладателем карты

острова сокровищ, вместе с доктором Ливси, сквайром Трелони

и капитаном Смоллеттом отправляется на поиски пиратского клада.

Однако о существовании сокровищ и карты известно и одноногому пирату Джону Сильверу, а потому его шайка также охотится

за несметными богатствами покойного капитана Флинта.

Вот уже 140 лет (книга написана в 1883 году!) ветер раздувает

паруса "Испаньолы", читателя обдает морскими брызгами,

а соленый воздух наполнен опасностью и приключениями...

Так что если там, где ты родился, или там, где живешь, нет моря - это не беда. Владислав Крапивин родился в Тюмени, почти всю жизнь прожил в Екатеринбурге, но трудно представить себе человека столь влюб­ленного в море, как он. Достаточно вспомнить, сколько у него повестей и рассказов с морскими названиями: "Красный кливер", "Капитаны не смотрят назад", "В ночь большого прилива", "Баркентина с именем звез­ды", "Тень Каравеллы", "Возвращение клипера "Кре­чет", "Острова и капитаны", "Лоцман"...

В общем, будущий писатель буквально заболел морем — мечтал о морских путешествиях, хотел поступить в мо­реходное училище. Не поступил. Так же как и в педагогический. А поступил после окончания школы на факультет журналистики Уральского государственного университета, и уже в студенческие годы стал сотрудничать с рядом местных периодических изданий. Молодой автор писал стихи, но потом бросил и начал писать рассказы, но "не о пиратах и кораблекрушениях, а о друзьях свое­го детства.

Севастополь. 1973 г.

За штурвалом шхуны "Испаньола", построенной для съемок фильма "Остров сокровищ".

Жизнь мальчишек и девчонок казалась

мне теперь не менее интересной,

чем поиски кладов на остро­ве"


В 1961 году выпускник журфака Уральского университета
Слава Крапивин защитил диплом. Это был необычный диплом:
он состоял из тринадцати рассказов. Одна из глав дипломной рабо­ты называлась "Друзья мои — мальчишки". Через год,
в 1962 году, эти рас­сказы составили первую книгу Крапивина
"Рейс "Ориона". Затем из-под пера автора выходят еще
несколько книг — все о ребятах и для ребят.
Это были прекрасные и очень честные книги о том, как трудно
жить в детстве. О том, что вовсе не все взрос­лые хорошие люди (плохие тоже встречаются, причем чаще, чем хотелось бы).
О том, что даже хорошие взрос­лые часто не понимают детей, потому что выросли и за­были свое детство...
Эти книги были как тайное рукопо­жатие, они помогали жить.
"Tamborileros, adelante!"
В том же 1961 году 22-летний Крапивин собрал по соседним
дворам-подворотням мальчишек и на чердаке двухэтажного дома
в поселке Уктус устроил корабельную рубку. Игра в па­русный корабль
до самозабвения увлекла ребят и самого Крапивина.
Долгие годы он был Ко­мандором отряда - возглавлял его
до начала 90-х годов: учил ребят мастерить модели кораблей,
делать воз­душных змеев, фехтовать, писать заметки в детские журналы.

Из детского морского юнкоровского от­ряда возникает
"Каравелла" - это название отряд носит с 1968 г.
Девизом взяли испанское "Tamborileros, adelante!" -
"Барабанщики, вперёд!". Чёрные барабаны ребята
делали сами, строили яхты (к сегодняшнему дню во флотилии
более трёх десятков судов), ходили в походы, снимали фильмы
на киностудии "ФИГА" ("Фильмы исторические, гени­альные, артистические"), выпустили несколько книг.


У них был свой флаг, форма, звания
и программа.
Рассказывают, что желающему вступить в отряд новичку следовало в торжествен­ной обстановке, при зажженных
свечах про­изнести клятву, принять законы отряда
и обещать быть верным "Каравелле":
"Я вступаю в бой с любой несправедливостью,
с подлостью и жестокостью, где бы их
не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня..."
"Крапивин, как гайдаровский Тимур, не только нашёл свой чердак, но и повернул штурвал так, что в нас, его первых читателях, отозвались «трещотки и жестянки» морской романтики и мушкетёрского братства. Кстати, фехтование
в «Каравелле», как и морское дело, многие годы преподавал сам Крапивин. Мы же, седые мальчишки 1970-1980-х, до сих пор аукаем­ся названиями повестей и романов Крапивина.
За ними - наши первые дружбы, первые влюблённости
и первые бои с неспра­ведливостью..."

Дмитрий Шеваров,

журналист, литературный критик

Общаясь с ребятами, Крапивин не забы­вал и писать книги. Благодаря рабо­те педагогом, он основательно изучил подростковые проблемы, проде­монстрировав отличное
знание психологии ребенка от семи до че­тырнадцати лет
уже в первых своих книгах, написанных в 60-х: "Брат,
которому семь", "Палочки для Васькиного барабана",
"Звезды под дож­дем", "Оруженосец Кашка".

"Нет, я не из тех, кто воспевает в детстве беззаботность и веселье. Чушь это!

У каждого десятилетнего человека могут быть

и большие несчастья, и большие тревоги.

И трудов ему хватает, и забот. И всякая боль

еще сильнее, чем у взрослого"

"Оруженосец Кашка" - любимая
вот уже несколькими поколениями читателей повесть Владислава Крапивина и сейчас читается на одном дыхании, ведь в ней автор достоверно и тонко раскрывает мир детской души, рассказывает о том, как зарождается
и возникает великое и бескорыстное человеческое чувство - дружба.
Когда в пионерском лагере решили устроить турнир лучников, одному из лучших стрелков Володе Новосёлову достался в оруженосцы ничем не примечательный, тихий и робкий Кашка из младшего отряда. Ну разве такой должен быть оруженосец!

Крапивин В. П. Оруженосец Кашка : повесть / Владислав Петрович Крапивин ; худож. В. Долгов. - Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2021. - 160 с. : ил. - (Яркая ленточка).
Володя ни за что не отказался бы от оруженосца, если бы дали ему
кого-нибудь другого.
... Володя даже его фамилии точно не знал. Голубков или Голубев. Или Голубкин. Аркашка. Полное имя для Аркашки оказалось, наверно, слишком длинным. Звали его просто Кашка. Он и в самом деле был как незаметная полевая кашка в траве — пройдешь и не увидишь. Может быть, в своем отряде, среди малышей, он и был чем-нибудь известен,
кто знает. Но Володя на него никогда не обращал внимания. Потому что посмотришь — и взгляду не за что зацепиться: выгоревшие волосы, стоптанные сандалеты, серенькие штаны на лямках да голубая выцветшая майка. Вот и весь Кашка. Хоть бы какой-нибудь значок на майку прицепил, или бы синяк заработал, или царапину какую-нибудь, чтобы знак отличия был. Да где уж ему! По деревьям он не лазил, на речку не сбегал, в драки не лез, в лагерных концертах не участвовал.
На линейках его не хвалили и не ругали, потому что ничего с ним не случалось…
Как только Володя увидел, какого оруженосца ему подсунули, он чуть не застонал. Побежал к Сергею и в упор спросил:
- Больше никого дать не могли? Да?
- А чем тебе Кашка не нравится?
- Боже мой! — с отчаянием сказал Володя. — А чем он может нравиться? Инфузория какая-то.
- Ну, не валяй дурака. Обыкновенный он мальчишка.
... - Беспомощный он, как кролик, — тихо сказал Володя.
Сергей взял его за плечи.
- Вовка, ты пойми. Никто же их не назначал, этих оруженосцев. Все ребята сами выбирали и сами договаривались. Ну , кто виноват, что тебя тогда не было?
... Володя вздохнул.
- Ну, пойми. Ведь я же не нянька, — сказал он проникновенно. — Мне же стрелять надо будет, а не нос ему вытирать.
- Ну и будешь стрелять. Не стони раньше времени. — Сережа досадливо отмахнулся и нырнул в пионерскую комнату.
- Юрка! — Володя с надеждой повернулся к Юрику Земцову. — Слушай, Юрка, давай меняться, а? У тебя ведь Мишка Зыков. Давай, ты мне Мишку, а я тебе десять наконечников и Кашку.
Юрик обалдело глянул на Володю.
- Мишку?..
- Пятнадцать наконечников, — безнадежным тоном сказал Володя. — Все из желтой жести. Как золотые. Я их для турнира берег. Ну, семнадцать… А?
Вот тогда-то Сережа и сказал, не выходя из пионерской комнаты:
- Работорговец! Человека меняет на какие-то наконечники! Догадался…

В. Крапивин
"Оруженосец Кашка"
Это летняя, солнечная история об очень разных детях, встретившихся однажды в пионерском лагере, о маленьком Аркашке-оруженосце и Володе-рыцаре, о преданности
и ответственности, о том, что для настоящей дружбы возраст значения не имеет и о том важном, что есть в детстве у каждого
и что так необходимо сохранить на всю жизнь.
С этой повести особенно хорошо начинать знакомство
с творчеством Владислава Крапивина.

На страницах произведений Крапивина тип "чудака", идеалиста,
для которого деятельное добро - внут­ренняя потребность
(Джонни Воро­бьев, оруженосец Кашка, герои по­вести "Синий город
на Садовой"), наделенного душевной чуткостью, мечта­тельностью
и благородством, наи­вностью и жизнерадостностью, часто соседствует
с "рыцарями без страха и упрека": Сережей Каховс­ким, Юркой
Журавиным или Егором Векшиным. Внимание писателя все больше привлекал тип героя, склонного к поступкам не облегчающим,
а, напротив, осложняющим жизнь, если этого требуют его убеждения. Крапивин уверен, что двойка в школе - еще не самое большое зло,
и сожалеет, что никто не ставит двоек за трусость, за подлость,
за равнодушие.

Роман-трилогия "Мальчик со шпагой" (1974) состоит из трех частей: "Всадники на станции Роса", "Звёздный час Серёжи Каховского",
"Флаг-капитаны" и эпилога "Барабанщики, марш!"
Это также одно из самых известных произведений Крапивина. Вот что пишет
в предисловии сам автор: "Ребята, в этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту.
И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А еще он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звездных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда..."


Переулок уже кончался, впереди горели фонари. Сережа опустил голову и тогда увидел троих ребят. А потом четвертого — он догонял остальных, спешил от закрытого киоска.
Они шли навстречу. В их ленивой и развинченной походке была скрытая угроза. Стасик остановился. И Валера.
— Это, кажется, Киса, — шепотом сказал Стасик. — Пойдемте назад.
Сережа ощутил в груди неприятный холодок. Но он подтолкнул Стасика в спину.
— Идите, не бойтесь. Что за Киса?
— Он в новом доме живет, его раньше не было. Он в седьмом классе учится, только не в нашей школе.
«Что раньше не было, я и сам знаю, — подумал Сережа. — Развелись всякие Кисы...»
— Киса — не тигр. Чего вы дрожите? — сказал он как можно беззаботнее.
— Он у ребят деньги отбирает, — объяснил Валера. — Он хулиган. По нему плачет колония.
— Идите, — сказал Сережа. И подумал: «Малышей не тронут. Не звери же».
Четверо неизвестных приближались. Самый высокий сказал тонким, но хрипловатым голосом:
— Остановитесь-ка. Дело есть.
— Ну? — сказал Сережа, и ему стало по-настоящему страшно.
Это был обыкновенный липкий подлый страх, от которого слабеют ноги.
— Скажи ему, Киса, — нетерпеливо прошептал самый маленький, чуть пониже Сережи. — Скажи...
— Денежки есть? — поинтересовался длинный Киса. У него получилось мягко, почти ласково: «денюшки».
Сережа не видел в темноте их лиц. Он различал только фигуры. Трое стояли тесной группой, четвертый чуть в стороне.
«Вот так, — подумал Сережа. — Опять их четверо. Это тебе не на совете других ругать за трусость».
Это не на совете... И не на фехтовальной дорожке, где противник — твой товарищ, а кругом строгие судьи... И не во сне, когда вражьи пули бьют в тебя безвредно, как дождевые капли...
«Эх, Нока бы сюда», — подумал он.
Страх не уходил. Но Сережа знал, что пусть хоть до смерти изобьют, а карманы выворачивать он не даст и не побежит без боя. Да и как побежишь, когда Стаська с Валеркой здесь?
Не бросишь.

В. Крапивин
"Мальчик со шпагой"
"И сейчас у меня перед глазами весна 1974-го: после школы забегаю в наш подъезд и первым делом запускаю руку
в поч­товый ящик - нет ли там свежего «Пионера».
Вытаскиваю хо­лодную книжку журнала и сразу ищу продолжение "Мальчика со шпагой". Я всего на год младше главного героя - Серёжа Каховский был в шестом, когда я ещё учился в пятом... Читаю повесть, и меня знобит от храброго нетерпения, мне тоже хо­чется крикнуть своим обидчикам: "Советская власть за меня, а не за вас. А вы плесень!.."
Я очень страдал, что у меня нет в классе такого друга, как Серёжа Каховский, и всё-таки "Мальчик со шпагой" очень
по­мог мне. Редкий день мне удавалось не быть битым, но, утирая кровь из разбитого носа, я уже чувствовал себя
не обиженным ребёнком, а мужчиной, который принял бой. Однажды я пришёл из школы, отдал маме портфель и ска­зал: "Мне надо додраться..." - и ушёл во двор. Спасибо маме, что отпустила меня (и тут же прильнула к окну с обмирающим сердцем). Спасибо Крапивину, что вдохнул в меня чуточку хра­брости..."

Дмитрий Шеваров,

журналист, литературный критик



Сережа Каховский не поражает ни стальными мышцами,
ни огромным ростом. Правда, он занимается в клубе юных фехтовальщиков и умеет владеть клинком, но Крапивин написал трилогию вовсе не для того, чтобы научить
ребят фехтованию.
«Не думайте, что смелость, решительность и благородство приходят лишь к тем, кто берет в руки клинок. Дело
в характере, а не виде спорта, не в оружии. Сережа мог
и не стать фехтовальщиком. Но он все равно был бы
"мальчиком со шпагой".

Сережа Каховский привлекает силой духа. Ведь кроме

силы физи­ческой у человека есть сила духовная - верность убеждениям, непоколебимость перед трудностями.

В 1964 Владислав Крапивин - член Союза писателей, т.е. профессиональный пи­сатель,
с ним сотрудничает столичный журнал "Пионер", читательская любовь к нему была почти
по­всеместной. Он был равно признан как
в реалистической литературе, так и в литературе фантастической, а его ро­маны и повести имели такой успех, что наверняка получили бы теперь статус "детских бестселлеров".

Апрель 1983 г. Премия "Аэлита".

Именно в журнале "Пионер", из номера в номер (1982—1983 годы), печатался роман "Журавлёнок и молнии". Его наперегонки читали и обсуждали и дети, и взрослые. Он вызвал разноречивые отклики: одни назвали его чуть ли не самой большой удачей писателя, другие не преминули заметить, что перед нами,
в сущности, очередной романтический "мальчик со шпагой", очередной идеальный крапивинский герой, уже успевший стать для многих привычным.
Тем не менее, "Журавлёнок" занимает в этом ряду особое место, ибо в нём, как в фокусе, сосредоточились все те проблемы, которые на протяжении многих лет Владислав Петрович считал самыми важными. Что же касается читателей, то история Журки тронула их до слёз, а некоторых, без преувеличения, потрясла.

"Роман для детей и взрослых" о жизни — радостях и горестях, заботах и мечтах — хорошего мальчишки Юрки Журавина
по прозвищу Журка.
Невозможно угадать, когда ударит молния.
Она всегда бьёт слепо и неотвратимо.
Именно так, неожиданно, приходит беда.
Как выстоять в трудную минуту. Как остаться самим собой, не предать, найти силы помочь другому в тот миг, когда самому приходится туго. На такие вопросы должен ответить герой романа Владислава Крапивина "Журавлёнок и молнии". Это книга о дружбе и первой любви,
о поиске своего пути, о верности и
пре­дательстве, о том, что в жизни всегда есть выбор и только от тебя самого зависит, каким
он будет.



Такие книги принято называть многоплановыми, в них всем
и всегда найдётся пища для размышлений. Вероятно, такие размышления и споры позволят и сей­час родителям, учителям
и детям лучше понять друг друга или,по крайней мере,
попытаться отыскать пути к взаимопониманию.
КСТАТИ О ХУДОЖНИКЕ

Евгений Медведев - один из самых любимых крапивинских художников. Внимание к персонажу, умение всего несколькими штрихами показать его характер, его внутренний мир — пожалуй,

самая сильная сторона медведевского таланта. Галерея созданных им детских образов огромна.

Это персонажи Льва Кассиля, Виктора Драгунского, герои Юрия Сотника...

Крапивинские мальчишки — особая тема: трогательный Каш­ка, несгибаемый Серёжа Каховский,

Женя Ушаков, Ки­рилл Векшин, Тимсель и Славка Семибратов, Фаддейка, Матиуш по прозвищу

Ежики — всех этих «почти реальных» людей Евгений Медведев изобразил так ярко и убедительно,

что теперь их просто невозможно пред­ставить себе иными.


"У Вселенной, как у Кристалла,
множество граней, и на каждой
история пишется по-своему..."

В 60-х писатель впервые обратился и к жанру фантастики,
в повести "Я иду встречать брата". А с 70-х, ког­да выходят
повесть-сказка "Баркентина с именем Звезды" и рас­сказ
"Старый дом", неповторимое сказочно-романтическое
постиже­ние мира занимает все больше ме­ста в творчестве Крапивина. Отличительная особенность его сказочной повести - создание целостного романтического мира, вселенной со своей историей, географией, философией; мира, где хозяева - дети,
где от их поступков нередко зависит судьба целой цивилизации.
Таковы, например, "В ночь боль­шого прилива", "Дети синего фламинго", "Голубятня на желтой поляне", "Оранжевый портрет в крапинку". Автор ставит героя зачастую в экстраординарные обстоятельства, наиболее полно рисуя его характер. Есть в этих философско-аллегорических историях магия
и сверхспособности, приключения, временные петли, но герои - все те же смелые мальчишки, для которых настоящая дружба самое важное, а крапивинская проза ос­тается все также романтически приподнятой, оптимистичной, жизнеутверждающей
и не лишенной юмора.

Фантастический цикл "В глубине Великого Кристалла" насчитывает семь книг, которые объединяет общая вселенная в форме кристалла, каждая грань которого - отдельный мир, в котором свои законы, события и течение времени.


В цикл входит семь повестей: "Выстрел с монитора", "Гуси-гуси,
га-га-га...", "Застава на Якорном поле", "Крик петуха", "Белый шарик Матроса Вильсона", "Сказки о рыбаках и рыбках","Лоцман"
и примыкающая к циклу повесть "Кораблики, или "Помоги мне в пути..."
Также частично пересекаются с циклом две написанные ранее трилогии:
"В ночь большого прилива" и " Голубятня на желтой поляне". Открывает фантастический цикл повесть "Выстрел с монитора".
(Нет, не привычного нам монитора, ведь книга написана в 1988 г.).

На старом пароходике, плывущем по тихой реке, познакомились в пути пожилой Пассажир, чьё имя так и осталось неизвестным, и мальчик. Пассажир рассказал мальчишке старую историю, почти легенду, о юном Галиене Тукке из города Реттерхальма, что стоял когда-то в этих местах. Когда-то давно Галиен Тукк спас родной город
от атаки тяжелого военного корабля - монитора. Мальчик расстался с Пассажиром, но печальная история, которую он услышал, загадочным образом уже сплелась с его жизнью...



... — Я столько смотрю и все удивляюсь. Вон те склянки с песком, они совсем небольшие, а песок из одной в другую сыплется и никак не кончается. Почему?
И все повернулись к камину, на котором среди статуэток и флаконов стояли песочные часы. Простенькие, как в аптеке Сумса. И вспомнили, что в самом деле мадам Валентина никогда их не переворачивала. А песку-то в верхней колбочке, кажется, всего на две минуты. Но бежит сухая струйка, бежит, падает на песочную пирамиду в нижнем стеклянном пузырьке, а та вроде
и не растет…
— Чертовщина, — сказал Кофельнагель и выбрался из-за стола. Шагнул к камину.
— Э, не трогай, — заерзал Хансен. — Мадам Валентина не любит, когда без спросу…
— Всего ты боишься. Молчи, а то жаба укусит. — Кофельнагель взял часы, перевернул, и… все открыли рты. Желтая струйка теперь била вверх. В тишине даже слышно стало, как шуршат
по стеклу песчинки.
Мадам Валентина появилась в дверях. Мягко шагнула к столу, опустила поднос, метнулась к Кофельнагелю и выхватила часы.
У рыцаря возле шкафа со скрежетом упала вдоль туловища и закачалась железная рука. Перестали свистеть не смолкавшие
до той поры канарейки. Мадам Валентина перевернула часы
и поставила на камин — как раньше. Строго сказала притихшим ребятам:
— А вот с этим, господа, не шутят…
— Простите, — забормотал порозовевший Кофельнагель. — Я…
— Иди за стол… Это осевой хронометр доктора Комингса. Величайшее изобретение, которое до сих пор не признают академики. Да-с… Ты, любезный Вилли, сейчас замкнул время.
В ма-аленькое колечко. Но кто знает, что могло случиться…
Хансен осторожно спросил:
— Но, кажется, ничего не случилось?
— Поживем — увидим… Допивайте чай и брысь! — Мадам Валентина за шутливой сердитостью прятала серьезное беспокойство. — Кристалл Мироздания не может расти в таком гвалте.
Лотик напоследок пихнул в рот дюжину леденцов, отер губы галстуком голландки и спросил:
— А что такое Мироздание?
— Вселенная, друг мой… Весь мир, в котором обитаем мы,
не познав смысла бытия. Все переплетение времен и судеб…

В. Крапивин
"Выстрел с монитора"
Рядом с нами живут дети, способные исцелять чужую боль, управлять временем и пространством, дети - предтечи удивительного будущего, когда человек сможет всё, а мир избавится от ненависти, раздоров, боли и одиночества.
Однажды каждый из этих детей в поисках своего места отправляется в путешествие по мирам Великого Кристалла.
Эти миры граничат с нашим, в них причудливо сочетается разное время и пространство. И при всей внешней несхожести они похожи на него в главном: добро там борется со злом, а люди стремятся
к счастью.

КСТАТИ О ХУДОЖНИКЕ

Евгения Стерлигова из тех художников, что рисуют свою историю, которая прочно сливается с книгой, и тогда они - книга и иллюстрации - становятся одним целым. Именно поэтому так тесно переплелось творчество Евгении Стерлиговой и Владислава Крапивина. Евгения Ивановна проиллюстрировала практически все книги Крапивина, и умудрилась сделать это так, что многие поклонники творчества Владислава Крапивина стали и её поклонниками. Ведь как приятно читателю, когда его понимают!

Как здорово видеть, что герой книги - именно такой, каким тебе представлялся...

У Евгении Ивановны получаются просто удивительные дети. Они очень живые и очень светлые.

У них выразительные и необычные лица. И ещё проглядывается в героях иллюстраций какая-то хрупкость. Но вовсе не та, что "дёрни зи верёвочку - герой и рассыпется". А такая, что от иллюстраций появляется летящее чувство! Будто они, эти дети, невесомы. Будто у них есть своё пространство, где возможно всё. Евгения Стерлигова больше работает в жанре графики, но "цветные" работы, пожалуй, ещё более эмоциональны, а пространства в них накладываются друг на друга, и смотреть в них можно бесконечно...


"Мне надо, чтобы вы, Рыцарь Оленя, отправились со мной

на ост­ров Двид и сразились с Ящером. С тем чудовищем, которое

много-много лет держит в страхе всех людей нашей страны".

С такими слова­ми обращается к юному Женьке случайно встреченный им в автобусе странный незнакомец
в старомодном пиджаке и помятой широкопо­лой шляпе...
"Дети синего фламинго" - сказочная повесть Владислава Крапивина
о смелости, дружбе и предательстве, подлости и благородстве. Главный герой этой книги, обыкновенный мальчишка Женька Ушаков, попадает на сказочный остров Двид, порабощённый страшным Ящером, которого ему, юному рыцарю, предстоит победить. Но всё оказывается куда сложнее, чем в обычной сказке:
и рыцарь, и Ящер, и обитатели острова - вовсе не такие, как кажутся сначала,
и рыцарю-Женьке придётся пережить немало опасных приключений, прежде чем будет одержана настоящая победа.

– Пора вставать, Рыцарь Оленя.
Я быстро натянул одежду.
– Умойтесь, Рыцарь Оленя, – опять прошелестел слуга. Он держал длинный медный кувшин и наклонял его над большим тазом.
Да что у них, до сих пор водопровод не изобрели? Вчера фонтан, сегодня кувшин… А может быть, это такой обычай, чтобы рыцари перед битвой умывались как в старину?
– Мыло-то у вас есть? – спросил я.
Слуга поклонился и протянул мне желтый увесистый кусок. От куска пахло горькой травой. Но все-таки это оказалось настоящее мыло.
Вода была холоднющая, но я вымыл лицо и шею. Этот плюшевый тип начал вытирать меня мохнатым полотенцем. Я вырвался… и вдруг вспомнил маму. Когда я учился в первом классе, она по утрам торопливо подталкивала меня к умывальнику, потом сама вытирала мне лицо и приговаривала: “Пошевеливайся же ты… Ну почему ты такой копуша? Опять опоздаешь в школу…”
Я коротко вздохнул: далеко-далеко мама и папа. И даже не догадываются, где сейчас их Женька.
Ну ничего! Разделаюсь сегодня со здешним драконом – и сразу домой…
– Вот ваше оружие, Рыцарь Оленя…
Слуга теперь держал на вытянутых руках прямоугольный щит, а на щите лежали блестящий меч и красивый медный шлем с гребешком из черной щетины.
Я взял меч. Он был длинный, но тонкий и не тяжелый. Как раз по руке. Я хотел помахать им, но постеснялся плюшевого зрителя. Примерил шлем. Он тоже оказался как раз для меня. Закрывал всю голову, шею, лоб, уши. А стальная стрелка защищала переносицу.
Щит был обит черной кожей, а на ней поблескивало выпуклое изображение оленя из какого-то зеленого металла. Надо же! Успели специально для меня сделать! Я просунул руку в плотные кожаные кольца. Щит оказался лишь немного тяжелей моего фанерного.
И вот я стоял в полном вооружении, прямо хоть сию минуту
в бой.
– Вы готовы, Рыцарь Оленя? – спросил слуга.


В. Крапивин
"Дети синего фламинго"


"... Да здравствует все, что не купишь
На черное золото Флинта!"
Владислав Крапивин - невероятно плодотворный писатель.
Он по­пробовал свои силы в жанре исторической прозы, писал сказки и фантастику; есть у него и стихи и, конечно же, они
также неразрывно связаны с темой детства.

Были тайны тогда не открытыми,
Мир земной был широк, неисхожен.
Мастерили фрегат из корыта мы
С парусами из старой рогожи.

Мы строгали из дерева кортики,
Гнули луки тугие из веток —
Капитаны в ковбойках и шортиках,
Открыватели белого света.

Белый свет был суров и опасен,
Он грозил нам различными бедами.
Караулил нас двоечник Вася
И лупил — а за что, мы не ведали.

Мир являл свой неласковый норов,
И, едва выходили за двери мы, —
Жгла крапива у старых заборов,
Жгли предательством те, кому верили...

Мы, бывало, сдавались и плакали.
Иногда спотыкались и падали.
Но потом, сплюнув кровь, подымались мы,
Ощетинясь сосновыми шпагами.

Жизнь бывала порою, как мачеха
И немало нам крови испортила.
И тогда вспоминал я, как мальчиком
Помнил честь деревянного кортика.

...А когда было вовсе несладко —
И казалось, что выхода нет, —
Будто в детстве, спасал меня Славка
Десяти с половиною лет.

...Вот он мчится, как витязь их сказки,
В тополиной июньской пурге.
И, как рыцарский орден Подвязки, —
Пыльный бинт на побитой ноге.

"Синий город на Садовой"



Писал Крапивин все больше о мальчишках — наивных меч­тателях, прямодушных, искренних, умеющих дружить, любя­щих море и звезды. Идеализировал, конечно. В жизни таких не каждому удастся встретить, так пусть хоть в книжках. Опять же, вот вам образец, пример для подражания. Главный герой-подросток в его книгах - натура сильная,

цельная, не лишенная при этом склонности к рефлексии. Это меч­татель, романтик, борец за правду, вьделяющийся среди сверстников обостренным чувством справедли­вости.




"Детство — это как сказка, кото­рую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нем все равно всегда остается: радость открытия мира, радость ребя­чьей дружбы и ощущение свежести и синевы".
"Перечитывая Крапивина, мы идём по своим детским следам - падаем там, где мы падали, обжигаемся крапивой там,
где обжигались, плачем там, где мы уже плакали когда-то.
Но там, в книгах Крапивина, мы никогда не одиноки. С нами крапивинские мальчишки, а они всегда чуть-чуть старше нас.
Чуть-чуть храбрее. Чуть-чуть мудрее. Севка и Кашка, Валька и Серёжа, Симка и Максим, Джонни и Сандалик, Владик и Тилька..."

Дмитрий Шеваров,

журналист, литературный критик



"Да здравствует Остров сокровищ!"

Да здравствует Остров сокровищ
За то, что к нему дорога
Лежит сквозь пенное море,
Сквозь радости и преграды!
Да здравствуют дикие джунгли
И радуга в брызгах прибоя,
и крик попугая: «Пиастры!
Пиастры! Пиастры!»
Но нам не нужны пиастры.

Пиастры, пиастры, пиастры…

А что с ними делать в море?
Не купишь на них ни ветер,
Ни чистые горизонты,
Ни белых стремительных чаек,
Тебя провожающих в поиск,
Ни звонкое золото солнца,
Что блещет в струе за кормой…

Пиастры, пиастры, пиастры…

А что с ними делать в детстве?
Не купишь на них ни сказку,
Ни смех товарищей звонкий,
Ни ясную радость утра,
Когда по траве росистой
Сквозь солнечный пух тополиный
Бежишь ты навстречу другу.

Да здравствует остров зеленый,
Лежащий за черной бурей,
За синей глубокой тайной,
За искрами южных созвездий!
Да здравствует смех и дорога!
Да здравствует дружба и море!
Да здравствует все, что не купишь
На черное золото Флинта!

Владислав Крапивин — один из самых читаемых детских писателей. Он написал столько книг, что не мог точно их со­считать. Сам он говорил что примерно триста. В общем, книг, которые написал Крапи­вин, хватит читателю на все детство, отрочество, юность. Да еще и на взрослую жизнь кое-что останется. Во всяком случае, уже третье поколение мальчишек и девчонок зачитывает эти книги до дыр, а некоторые умудрились вырасти, стать дяденьками и тетеньками, но все равно продолжают их читать
и перечитывать...

Книги, о которых вы сейчас прочитали - лишь маленькая часть значительного литературного наследия Владислава Крапивина. Невозможно рассказать о каждой повести и каждом рассказе.
Но вы сами сможете выбрать книгу, которая наверняка станет вашей любимой, книгу, которая точно оставит след в душе
и которую однажды захочется перечитать.

Источники:

страничка иллюстратора Евгении Стерлиговой: http://bashnia.sannata.ru/ill/sterligova/index.shtml

Фото: официальный сайт писателя В.П.Крапивина: https://www.rusf.ru/vk/



Библиография:


Шеваров Д. Г. Три чудесных детства : О писателях, поэтах и художниках детской книги / оформление Д. Плаксина, А. Веселова. – Санкт-Петербург : Дом детской книги, 2022. – 224 с. : ил. – (Дом детской книги).









This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website