К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ

“Мало уметь читать,

надо уметь думать..."

Уроки человековедения

Валентины Александровны Осеевой

Она мечтала стать актрисой, а стала педагогом и известной детской писательницей, на чьих коротких, выразительных рассказах выросло не одно поколение детей. Кстати, и писателем она стала благодаря детям.

Валентина Александровна Осеева (1902 - 1969)

Валентина Осеева родилась в Киеве в 1902 году. Родители были актив­ными участниками революционного движения. Из-за преследований полиции мать с тремя дочерьми (Валя была в семье младшей, у нее были две сестры — Галина и Анжелика) часто переезжала. Учебу девочка начала в Киеве, а закончила в Житомире. Валентина мечтала стать актрисой и после окончания школы, в 1920 году, поступила на актёрский факультет Института имени Н. Лысенко в Киеве, но так и не окончила его: в 1923 году семья переехала в Москву.
Продолжить в Москве обучение не получилось: девушка начала работать в детской трудовой коммуне для беспризорных детей педагогом-воспитателем. Контингент был непростой — нелегко было обуздать ораву подростков, привыкших к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них была своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь, характер.
  • К СЛОВУ О БЕСПРИЗОРНИКАХ
В 20-х годах прошлого века, после Первой мировой,  а затем Гражданской войны, Россию захлестнула волна беспризорности. По разным данным, к 1922 году таких детей насчитывалось более 4 млн. Чумазые, босоногие, в обносках, постоянно голодные, они жалостливо попрошайничали, грабили и воровали.
(Беспризорники за игрой в карты, 1925)
В 1926 году Леонид Пантелеев и Григорий Белых— бывшие беспризорники, из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков, с детства сделавшихся «бывшими людьми», написали автобиографическую книгу «Республика Шкид». Леонида Пантелеева вы можете вспомнить по таким замечательным рассказам как «Честное слово», «Буква «ты» и др., а Григорий Белых автор еще одной автобиографичной книги о беспризорниках — «Дом веселых нищих».
«...Я очень ценю людей, которым судьба с малых лет нащелкала по лбу и по затылку. Вот недавно двое из таких написали и напечатали удивительно интересную книгу...
Авторы — молодые ребята, одному 17, а другому, кажется,
19 лет, а книгу они сделали талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста. Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей».

Максим Горький,
советский писатель, поэт
«Шкид» — это «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», одна из созданных в стране детских домов-школ, звучно сокращенная ее «дефективными» обитателями. По таким новым домам распределялась пестрая ватага потерянных для общества будущих граждан. Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам… Бороться с малолетними правонарушителями решили воспитательной работой. Но победить романтику уголовщины было нелегко.

Многие воспитатели оказывались, несмотря на свой зрелый возраст, наивными младенцами, очутившись лицом к лицу с этими прожженными, видавшими виды ребятами.

Острым, наметанным глазом шкидцы сразу же находили у педагога слабые стороны и в конце концов выживали его или подчиняли своей воле. На ребят не действовали ни грозные окрики, ни наказания. Еще рискованнее были попытки заигрывать с ними. Сам того не замечая, педагог, подлаживавшийся к ребятам, становился у них посмешищем или невольным сообщником и должен был терпеливо сносить не только издевательства, но подчас и побои. Всего лишь нескольким воспитателям удалось — да и то не сразу — найти верный тон в отношениях с питомцами Шкиды. Понемногу преодолевает Шкида болезни, привитые улицей, толкучкой, общением с уголовным миром.
Тот, кто прочтет эту необычную школьную эпопею, с интересом заметит, какой сложный и причудливый сплав постепенно образуется в Шкиде, где увлекающийся педагогическими исканиями Викниксор пытается привить сборищу бывших беспризорников чуть ли не лицейские традиции.
Таким детям из детских коммун, колоний и детприемников посвятила 16 лет жизни и Валентина Осеева. А дети помогли молодой воспитательнице обрести писательское призвание.
Сложно было менять систему жизненных ориентиров в головах бывших беспризорников, успевших стать настоящими волчатами. Для своих воспитанников Осеева сочиняла истории о героических революционерах, рассказывала о храбрых командирах Гражданской войны, писала и ставила вместе с ребятами пьесы. Именно по инициативе ребят Осеева записала и отправила в редакцию один из понравившихся им устных рассказов — «Гришка». В 1937 году рассказ был напечатан в газете, потом стихи и рассказы Осеевой печатались в разных детских журналах, а после публикации рассказа «Бабка», два года спустя, имя Осеевой стало известным.

«…Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать». А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная». «Как это — главная?» — заинтересовался Борька. «Ну, старенькая… всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это». «Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается…»

кстати

Писатель Андрей Платонов, автор романов «Чевенгур» и «Котлован», оценил рассказ «Бабка» как «драгоценность, и в отноше­нии глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного уменья, доводящего до читателя чувство и мысль автора»

Педагогическую деятельность Валентина Александровна
оставила по состоянию здоровья, но постоянно обращалась к детям со страниц своих книг. В 1940 году вышел ее первый сборник рассказов «Рыжий кот», а еще через четыре года — знаменитое «Волшебное слово»:

... Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой...

Рассказ — как маленькая сказка: тут и загадочный старичок, и троекратное повторение—волшебство работает! И маленькому читателю уже самому хочется узнать силу «волшебного слова». Слову Осеева действительно придавала очень большое значение, оно было главным в ее произведениях. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях.

Сборник рассказов «Три сына» –  небольшие зарисовки о хороших и плохих поступках. Достоинства и недостатки героев здесь  –не условные детские добродетели и грехи как неряшливость, непослушание и т. п., а вполне серьезные, «взрослые»: доброта, честность, чуткость – или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. Иллюстрации, выполненные художником Владимиром Горячевым, монохромные, отлично выполнены – можно разглядывать и размышлять.

В Крыловке вы можете взять

вот такое репрезентативное издание от издательства

«Детская литература», 1965 года.


Небольшие рассказы, написанные в 40-х годах, адресованы детям дошкольного и младшего школьного возраста и хорошо подойдут для обучения чтению. Сюжеты будут близки и понятны ребенку, так как взяты из повседневной жизни: например, такие рассказы как «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья». Даже названия порой служат ориентирами:«Хорошее»,«Плохо», 
«Кто хозяин?», «Долг», «Кто всех глупее?»


Сборник рассказов "Синие листья"


«
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено,
Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму —
она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…


»

Писала Валентина Александровна стихи и сказки, правда, их у нее совсем немного. Вот, например, такое симпатичное стихотворение «Ежинка»:

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

– Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж!

В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Ёж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдешь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.

* КНИГИ О ВОЙНЕ

Ничто выдуманное, «высосанное
из пальца», не живёт…
Наши дети, к счастью, войны не знают. Так сложно им объяснить, как жилось в то страшное время их ровесникам. И тогда на помощь приходят книги. Что можно почитать ребенку о войне, как начать говорить с ним на эту трудную тему? Небольшой обзор  книг о войне и маленьких жителях блокадного Ленинграда  можно посмотреть здесь

— Почему бы не читать им сказки, какие-нибудь веселые стихи, наконец? Зачем, чтобы они сидели перед тобой и плакали?

— Подожди, я читаю и сказки, и стихи. Но они должны знать, что в жизни бывает много горя и несправедливостей. И если они плачут, то это хорошие слезы. Это значит, что они понимают, жалеют, они будут бороться против этих несправедливостей… Я же воспитываю их, Катя, на этих книгах!

Валентина Осеева. "Динка"

В сборник «Отцовская куртка» вошли 

«Рыжий кот», «Бабка», «Новички», «У костра» и др. Рассказы Валентины Осеевой о детях военной поры («Андрейка», «Отцовская куртка», «Татьяна Петровна», «Кочерыжка») относятся к числу лучших произведений о войне в детской литературе, отличаясь реалистичным изображением характеров и особой теплотой повествования. 

Вот что сама автор писала о них:



Рассказы, которые вы прочтёте в этой книжке, написаны мной в разное время, одни раньше, другие позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера… Так вижу я Лёню Чистякова, большака из «Отцовской куртки», в его шумной, многодетной семье, в затерянном среди гор селе Байки, где я жила во время войны. Жила на свете и бабка. С глубоким уважением и грустью вспоминаю я её, никем не оценённую при жизни. Историю Кочерыжки рассказала мне в послевоенное время моя случайная попутчица, медицинская сестра. Этот трогательный рассказ запечатлелся в моей памяти. Долгое время он всюду был со мной. Внезапно возникали короткие сценки, живые лица. «Кочерыжка» хотел жить! И вот однажды я проснулась ночью от радостного волнения. Живой мальчик в своей шинельке, сложив на коленях руки, сидел у моего стола.
… Так нежданно возникает будущий рассказ, и если основа его жизненно правдива, то герои его приходят к писателю сами, как однажды ночью приходит весна… Ничто выдуманное, «высосанное из пальца», не живёт…

Широкое признание получила трилогия Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» - повесть о советских школьниках-пионерах, написанная в период с 1947 по 1951 годы. Васек Трубачев был популярным героем своего времени, его воспринимали как реального мальчика и даже писали ему письма.

В Крыловке можно взять

издание 1989 года

Первая книга трилогии — о повседневной жизни одного класса обычной подмосковной школы в мирное предвоенное время: лыжные прогулки, походы в кино и, конечно же, прогулы уроков. Вторая книга посвящена периоду Великой Отечественной войны: война врывается в безмятежную жизнь мальчишек и, наравне со взрослыми, Васек Трубачев и его товарищи участвуют в борьбе с врагом. Заключительная часть трилогии вышла в 1952 году. В ней рассказывается о жизни пионерского отряда в трудовом тылу. Ребята работают в госпитале, участвуют в строительстве новой школы. Герои повести сразу полюбились юным читателям, став примером для подражания.
Большой успех у читателей (особенно у девочек)
имела почти автобиографическая повесть «Динка» и ее продолжение «Динка прощается с детством» (эта книга вышла в 1969 году уже после смерти писательницы). Маленькая героиня повести, отчаянная, искренняя и непосредственная, растёт в семье, связанной с революционным подпольем.  Психология ребенка, жаждущего во всем справедливости, неугомонного, самостоятельного в речах и поступках, была отражена писательницей так хорошо, что путь юного поколения в революцию представлялся очевидной закономерностью. Особая удача автора — диалоги героев: яркие, динамичные, передающие своеобразие говора разных социальных слоев.

«Динка» и сейчас одна из популярных книг

среди детей 10−14 лет.

Последние годы жизни писательница жила в Москве, скончалась 5 июля 1969 года, в возрасте шестидесяти семи лет. Творчество Валентины Осеевой востребовано и в наши дни — ее книги регулярно переиздаются. Секрет актуальности коротких рассказов Осеевой прост — во-первых, ей удалось избежать идеологической составляющей, уделяя все внимание нравственному становлению маленького читателя. Во-вторых, Осеева не предлагает готовых ответов, а через размышления о прочитанном подталкивает ребенка самостоятельно решить, «что такое хорошо и что такое плохо», помогая своему читателю учиться дружить,  быть ответственным и трудолюбивым, чутким и отзывчивым. Обращаясь к своим юным читателям, она говорила:
Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
— Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
— Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась:
— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных.
И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
Рассказы и сказки Валентины Александровны Осеевой ждут вас в Областной детской библиотеке имени И. А. Крылова. Выбирайте для детей самые лучшие и интересные книги, а мы всегда поможем вам с выбором.

фото беспризорников отсюда: https://back-in-ussr.com/2017/06/sovetskie-besprizorniki-1920--1930-h-godov.html

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website