К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ


Добрый сказочник
Евгений Шварц:

о любви, времени

и драконах

21 (9) октября 2021 года исполняется 125 лет

со дня рождения советского писателя, журналиста, сценариста


«Я не волшебник, я только учусь», «Жаль, королевство маловато, развернуться мне негде!», «Сказочное свинство!» – эти и многие другие фразы из пьес Евгения Шварца давно стали афоризмами и, что называется, «ушли в народ».
На его долю выпало много лишений – такая уж эпоха досталась этому талантливому человеку. При жизни драматурга его пьесы перелицовывались, запрещались, спектакли снимались перед премьерой…
Легче стало с приходом хрущевской "оттепели",
а в предперестроечные годы сказки-притчи Шварца оказались особенно востребованными.

Евгений Шварц родился в Казани. Отец его, Лев Борисович, был врачом-хирургом, мать, Мария Федоровна, окончила акушерские курсы. Родители были люди творческие: отец играл на скрипке, пел, оба играли в любительском театре. Мать, по утверждениям современников, была по-настоящему одаренная, самобытная актриса.


Семья Шварцев. 1904 г.
В три года Женя научился читать, в пять, на вопрос
кем станет, когда вырастет, застенчиво, полушёпотом,
ответил: «Романистом». В восемь – точно решил стать писателем. Но осуществить детскую мечту удалось
не сразу.

Сразу ничего не дается. Чтобы удалось, надо пробовать и сегодня, и завтра, и послезавтра.

"Голый король" Евгений Шварц

В 1917 Евгению Шварцу 21 год. К тому времени он успел поучиться на юридическом факультете Московского университета, послужить в царской армии – дошел до Екатеринодара (с 1920 г. – Краснодар), где в ходе штурма получил тяжелую контузию. Последствия остались на всю жизнь – пальцы слегка дрожали. После лечения в госпитале Шварца признали негодным к военной службе. Он был демобилизован, но устраиваться на работу не торопился.
Не каждый человек сумеет в ранней юности выбрать для себя самую подходящую профессию, но жизнь рано или поздно выводит на верную дорогу. Так произошло и
с Евгением Шварцем. Он думал, что должен стать юристом,
но когда настала пора для выбора жизненного пути, молодой человек нашел работу в «Театральной мастерской».
С нею же он перебрался в Петроград, где постепенно начал писать репортажи для газет, рассказы для детских журналов «Чиж» и «Ёж».

ТЕАТР
Первая пьеса Шварца – «Ундервуд» – была поставлена в 1929 году
в ленинградском ТЮЗе.
В 1934 году Евгений Шварц стал членом Союза писателей СССР.
В период с 1934 по 1943 год написаны "Голый король", "Тень" и "Дракон".
Главным театром в судьбе Евгения Шварца стал ленинградский Театр комедии, который возглавлял режиссер
и художник Николай Акимов. В 1940 году здесь впервые поставили «Тень», написанную Шварцем по заказу Акимова. Пьеса была изъята из репертуара театра сразу же после премьеры, поскольку цензоры усмотрели в ней политическую сатиру
и скрытый подтекст.

режиссер и художник Николай Акимов( 1901-1968)
В военные годы Евгений Шварц работал в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 1942-1943 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после
в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву.
Пьеса «Дракон» написана Шварцем в эвакуации. Премьеру сыграли в 1944 году в Москве. Дело ограничилось одним спектаклем, так как чиновники, по словам Акимова, «увидели в пьесе то, чего в ней вовсе не было…»
В следующий раз на сцене ленинградского Театра комедии «Дракон» был поставлен через 18 лет.
«Дракон» – одна из самых знаменитых пьес Шварца.
Ее пытались выдать за антигитлеровскую, в 60-е годы Акимов ставил ее как антисталинскую, однако Шварц написал историю гораздо более глубокую, практически библейскую –
о драконе, искусителе душ, который был низвергнут
с небес на землю. В пьесе Дракон признается рыцарю Ланцелоту:

«Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет.
А душу разорвешь – станет послушней –
и только. Нет, нет, таких душ нигде
не подберешь. Только в моем городе.
Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души,
окаянные души. …Продажные души, прожженные души, мертвые души».
За основу взят сказочный сюжет народов Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, и только юноша с чистыми помыслами убивает чудовище. Шварц рассматривает тему превращения победителя в тирана с диаметрально противоположной точки зрения. В пьесе герой с удивлением обнаруживает – для того, чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно. Финал счастливый, но открытый. Теперь Дракона надо убить в каждом. В 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

"Это... не народ? Это... хуже народа! Это... лучшие люди города!"
кадр из фильма "Убить дракона", реж. М. Захаров, 1988.
О ЛЮБВИ
Первой женой Евгения Шварца была очень красивая армянка Гаяне Халайджиева, (Ганя Холодова) – актриса ростовского театра. Но судьба распорядилась так, что он ушел из семьи, встретив женщину, которая сделала его счастливым.
В 1928 году он познакомился с Екатериной Зильбер. Роман их вспыхнул неожиданно ярко. Можно только догадываться, как он был несчастлив и счастлив одновременно - он с детства не любил сказок с плохим концом
(а эта история была именно такой - Ганя ждала ребенка). В 1930 году
они с Екатериной Ивановной поженились. Именно своей второй жене, с которой он прожил всю жизнь, Евгений Шварц посвятил «Обыкновенное чудо» – одну из лучших своих пьес. Это нежная, романтичная история о силе любви,
сказка для взрослых, которые
в глубине души не утратили веру
в чудеса.

Екатерина Зильбер (Шварц)


Над пьесой автор работал более 10 лет, она была написана в 1954 году.

В 1956 году состоялось знаменательное для творца событие – премьера одного из самых популярных его произведений.



В 1978 году режиссер Марк Захаров снял по ней одноименный фильм. Экранизации пьес Шварца были важным этапом в творческой биографии режиссера Марка Захарова.
Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе,
как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них.

"Обыкновенное чудо" Е. Шварц

Евгений Шварц с детства болезненно переживал трагические страницы в литературе и старался пропускать
в книгах «опасные места». В своих произведениях он старательно избегал безысходности, даже в драме
«Одна ночь» (1942) о блокадном Ленинграде он даёт
зрителям надежду. В «Обыкновенном чуде» позиция
автора озвучена устами Эмилии:
«Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу».

"Обыкновенное чудо" Е. Шварц

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо", реж. М. Захаров, (ТВ, 1978). Эмилия - Е. Васильева
КИНЕМАТОГРАФ
После войны Евгений Шварц продолжил работу
в кинематографе. Наиболее значимые работы того
времени: «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948),
«Марья-искусница» (1959), «Дон-Кихот» (1957).
Сценарии ко всем этим фильмам написал Шварц.
В фильмах снимались такие блистательные актеры,
как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Юрий Толубеев
и Николай Черкасов.

В 1948 году режиссер
Илья Фрэз снимает фильм «Первоклассница». 
Через год после выхода фильма,
по многочисленным просьбам зрителей, вышла книга, где вместо иллюстраций были представлены кадры из полюбившейся картины.
В 2015 году новую жизнь этой книге подарило издательство «Речь».


Первый раз в первый класс! Это важное событие

мы запоминаем на всю жизнь. И хотя современные школьницы уже не носят форму и давно не пишут перьевыми ручками, волнения, заботы

и приключения первоклассницы Маруси

придутся юным читателям по душе.

СКАЗКИ

«Золушка»

"И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой,

душу большой, и сердце справедливым"

1947 год. В послевоенном Ленинграде режиссёры
Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро снимают трогательный и по-настоящему волшебный фильм.
В основе – одноимённое произведение Шарля Перро,
но Шварц пересказывает его, создавая сказку о добре
и любви, вере и дружбе, которая «помогает нам делать настоящие чудеса»!
Эскизы к декорациям и костюмам создал театральный художник и режиссёр Николай Акимов.
кадр из фильма "Золушка",
режиссеры Н. Кошеверова, М.Шапиро, Ленфильм, 1947 г.
«Сказка о потерянном времени»
"Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?
Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.
Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время,
не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.
Как быть?
Что делать?
Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?"


«Сказка о потерянном времени» – забавная,
но очень глубокая по смыслу сказка о том, как четыре школьника в одночасье стали старичками и старушками, потому что вечно опаздывали и даром теряли драгоценное время. Смогут ли ребята вернуть упущенное попусту время?

"Два брата"

Жил да был лесничий
по имени Чернобородый,
и было у него двое сыновей. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Братья ссорились каждый день, как чужие.
И вот однажды родителям нужно было уехать в город на три дня. Но как им уехать? Без родителей старший брат младшего совсем погубит.






... Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:
— Поиграй со мной, пожалуйста.
Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!»
И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.
А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже тёмная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:
— Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!
У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал:
«Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится».
И он сел в кресло и стал читать и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь.
Старший вскочил и закричал:
— Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!
И он бросился во двор.
Стояла тёмная-тёмная ночь, и тихо-тихо было вокруг.
Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил.
Тогда Старший зажёг фонарь и с фонарём обыскал все закоулки во дворе.
Брат пропал бесследно".

"Два брата" – сказка, которую стоит прочитать детям и, возможно, в вашей семье вы никогда не услышите слов: "Оставь меня в покое!"

Евгения Шварца не стало
в 1958 году. А его пьесы шли в театрах, сценарии превращались в фильмы…Настоящая слава пришла
к нему уже после смерти. Драматургия его произедений оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому.
В чем секрет? И на этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов:

«Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая
о волшебниках, принцессах, говорящих котах,
о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье.
Наши взгляды на добро и зло».

А мы ждем вас в Крыловке.

Приходите за хорошими, добрыми книгами.


Шварц Е. А я не боюсь! : рассказы / Е. Шварц, Ю. Сотник ; худож. Е. Володькина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2016. – 56 с. : ил. – (Детвора).

Шварц Е. Л. Дракон: пьесы, сказка 1934-1943 / сост. Р. В. Грищенков. – Санкт-Петербург : СЗКЭО ; Кристалл, 2003. – 320 с. – (Русский стиль).

Шварц Е. Живу беспокойно…: из дневников. – Ленинград: Советский писатель, 1990. – 752 с.

Шварц Е. Новые приключения кота в сапогах : сказки / худож. А. Шахгелдян. – Москва : Стрекоза, 1997. – 104 с. : ил. – (Библиотека школьника).

Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо : сказки для театра. – Москва : Эксмо, 2008. – 640 с. : ил. – (Стихи и биографии).

Шварц Е. Первоклассница : повесть. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 112 с. :ил. – (Такое разное детство).

Шварц Е. Рассеянный волшебник : сказки, пьесы / худож. М. Майофис. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2012. – 196 с. : ил.

Шварц Е. Сказка о потерянном времени : сказки / худож. А. Шахгелдян. – Москва : Искатель, 1997. – 104 с. : ил. – (Библиотека школьника).

*На обложке: кадр из фильма "Обыкновенное чудо",

реж. М. Захаров, (1978).

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website