К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ
"Поморский Гомер"
Борис Шергин
"Слушайте, какое диво расскажу.
В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным продергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная. И опять все потухнет, и звезды видать... Сиянье же обновится. Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь — услышишь собачий вой, откроешь глаза. По стенам бегают светлые тени, а за окнами небо и снег переливают несказанными огнями..."
Еще в гимназии будущий писатель стал записывать в толстую тетрадь то, что знал: сказки, песни, истории. Собирал старинные книги, судовые журналы, записные тетради шкиперов. Он очень хотел сохранить уходящую старину.
Но тяга к образному народному языку и поморскому фольклору незаметно открыла для него новое поле деятельности. В 1924 году вышла первая книга Бориса Шергина – «У Архангельского города, у корабельного пристанища» – собрание легенд, песен и былин поморского края.
Шергин сам проиллюстрировал ее.
В 1947 году критика неожиданно разгромила новую книгу Шергина «Поморщина-корабельщина», и его имя было забыто на 10 лет.
Только в 1957 году вышли «Поморские были и сказания» и «Океан-море русское», которые вызвали немало восторженных отзывов и принесли
Борису Шергину заслуженное признание.
Литература стала и призванием, и единственной радостью Бориса Шергина. Жизнь не была к нему добра. В 20 лет он попал под вагонетку, потерял правую ногу и повредил левую. Изувеченный юноша отказался от женитьбы на любимой девушке и остался один – навсегда.
Жил в Москве, в полуподвальчике. Много писал, выступал перед публикой, перед детьми со своими поморскими историями, рассказывал о том, как складывать сказки. Накануне войны его настигла новая беда – Шергин практически ослеп. Но он не оставил работу, продолжал писать, выступать в госпиталях, школах, перед бойцами. Везде его принимали очень тепло.
Бориса Викторовича Шергина сравнивают со слепым древнегреческим певцом и поэтом Гомером. Тот передал истории о подвигах греческих героев. А Шергин смог сохранить уникальные самобытные сказания русского Севера. В эпоху тотального безверия жизнь его героев строилась на безукоризненных этических принципах.
Умер Борис Викторович Шергин в 1973 г. Похоронен в Москве
на Кузьминском кладбище. В центре г. Архангельска в 2013 году ему установлен памятник. (скульптор С. Сюхин).
Вот вы сказки любите, а Шишу однажды из-за сказок беда пришла. Дело было осенью, время к ночи, и дождь идёт. По дороге деревня. Надо где-то переночевать. Шиш в один дом постучался — не открывают. В другой дом поколотился — не пускают. Шиш в третью избу стучится:
— Пустите ночь переночевать!
Хозяин говорит:
— А ты сказки сказывать мастер?
Шиш говорит:
— Слыхал маленько.
Хозяин говорит:
— Маленько нам ни к чему. А если разговору на всю ночь хватит, тогда заходи. А нет —до свиданья.
Шишу деваться некуда. Зашёл в избу. Хозяин постелился на лавке; хозяйка залезла на печку, работник ихний на полу. А Шишу, извольте радоваться, поставили середи избы стул — сиди рассказывай всю ночь…
Мы бы с вами загоревали, а Шиш деловой человек. Он говорит:
— Ладно, буду сказывать всю ночь, только под таким условием: кто меня хотя одним словом перебьет, тому и сказку дальше говорить. Согласны?
Так начинается сказка "Шиш-сказочник". Ну и сказку рассказал Шиш хозяевам! Почитаете – и вам тоже понравится. А еще вы прочитаете, как Шиш играл в рифмы, как показывал барину нужду, как заходил в трактир... ох и ловкий он, Шиш!
Гордый и мужественный народ – поморы, потомки сильных, смелых, свободолюбивых новгородцев. Борьба с суровой природой выковала
у поморов крепкий характер, уменье не теряться в трудных обстоятельствах, решительность и твердость духа. Прекрасная природа Севера была любимой матерью помору. Над широкими просторами Северного края летом стоит в небе «незакатимое» солнце, и в светлое летнее время, когда затихают над морем ветры, человек ищет поэтических слов, чтобы запомнить
и передать людям свое понимание родной северной природы.
"Родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море.
В море долги и широки пути, и высоко под звездами ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как руки на струны, убелится море волнами, что снег. Гремят голоса, как голоса многих труб, – голоса моря, поющие ужасно и сладко. А пошумев, замкнет свои тысячеголосые уста и глаже стекла изравнится. Глубина океана – страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно. Полуночная наша страна широка и дивна. С востока привержена морю Печора, с запада земли Кемь и Лопь, там реки рождают золотой жемчуг. Ветер стонет, а вам – не печаль. Вихри ревут, а вам – не забота. И не страх вам туманов белые саваны… Спокойно вам, дети постановных матерых берегов; беспечально вы ходите плотными дорогами. А в нашей стране – вода начало и вода конец. Воды рождают, и воды погребают. Море поит и кормит… А с морем кто свестен?
Не по земле ходим, но по глубине морской.
И обща судьба всем".
"Помор, ушедший в море на промысел, любит вдали от берега послушать
и сам рассказать о виденном – он тонкий ценитель искусства слова.
Испокон веку у поморов были свои талантливые певцы, сказители. Люди большой поэтической одаренности и удивительной памяти, они не только могли спеть десятки давних, услышанных от старших, песен и старин
(так поморы называют былины), рассказать множество сказок, но и сложить свои, новые песни, старины и сказки. В них отражались и исторические события, и труд помора на зверобойных и рыбных промыслах, а главное,
тот высокий подъем духа, который веками выковывался у поморов в борьбе
с суровой природой ледовитого моря, куда они первые прокладывали
путь следующим поколениям".
В устном народном слове исторические события изложены иначе, чем
в учебниках истории. Передаваемые от дедов внукам, от отцов детям сказания
о древних героях-богатырях давным-давно приняли форму песни.
Эти песни называются былинами.
А и ехал Илия путями дальними,
Наехал три дороженьки нехоженых…"
Илья Муромец выбрал коня богатырского, выбрал "булатный меч, долгомерное копье
и червленый щит", победил Соловья-Разбойника, вместе с "братьями милыми" Добрыней и Алешей "секли Орду мечами,
как дрова кололи". В образе легендарного былинного богатыря народ воплотил мужество, силу и волю к победе русского воинства. Виктор Васнецов вот такими
увидел богатырей русских: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Зорко высматривают врага богатыри готовые в любую минуту вступить в бой,
не пропустить врага на родную землю.
Но былины слагали не только о сильных и могучих богатырях.
Память о временах татарщины звучит и в народных песнях,
и в былинных напевах, то величавых, то заунывных. «Злы татарове» двинулась на Русскую землю, сожгли Киев, Тверь, Рязань, Москву. Русский народ сопротивлялся отчаянно: «Пели стрелы калёные, гремели копья долгомерные, падали татарове труп на труп...»
И всё же Орда наступала на Русь, покоряя одно за другим раздробленные русские княжества...
Вот стоит она перед страшным царём татарским — маленькая, в лапотках,—
а кругом Орда, мечи, копья. На устах её не страх, а грозное слово: «Я пришла
с тобою, царь, судиться!» И царь татарский, поражённый мужеством Авдотьи, которая шла в Орду целый год одна-одинёшенька по страшной дороге, терпела голод и холод, отпускает с ней на Русь не только родных, но и весь рязанский полон. Простая русская женщина, Авдотья, которая всю жизнь пряла, ткала
и стирала, когда пришёл грозный час, показала великую силу души.
" Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего".
Так начинается сказка про волшебное кольцо. Иван, бедный парень
с добрым сердцем, не может пройти мимо, если видит как мучают беззащитное животное. Отдавая последние деньги, Ваня не знает,
что купил не просто кошку, собаку да змея, а обрел чудесное кольцо
и верных друзей. В 1979 году режиссер Леонид Носырев снял по этой сказке веселый мультфильм, который разошелся на цитаты.
Книги Бориса Шергина ждут своих читателей в Крыловке –
колорит архангельского говора, красота неспешной вязи повествования в рассказах, сказках и былинах придется по душе ценителям русского слова.
На сайте Крыловки можно ПОЧИТАТЬ
и ПОСЛУШАТЬ больше историй о хороших
детских книгах и их авторах
*День рождения Бориса Викторовича Шергина отмечается 28 июля (16 июля по старому стилю).
Год рождения по одним данным–1896, и тогда в этом году можно отмечать его 125-летний юбилей.
По другим– 1893. Крыловка использует дату, указанную здесь: Шергин Борис Викторович // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. – Москва, 1975. – Т.8. Флобер-Яшпал, С.695.